Отделение информатики

Мозговой штурм

admin

1.1. Мозговой штурм”
Концепция мозгового штурма, позволяющая быстро генерировать идеи, не оценивая и не преобразуя их, в литературе описана достаточно подробно.
Применительно к процессу выявления и сбора требований “мозговой штурм” – это групповой метод быстрого генерирования множества идей, не все из которых, возможно, будут использованы.
Большое количество требований позволяет не только классифицировать их, разбивать по приоритетам, но и выбрасывать ненужные.
Рассмотрим подробно правила проведения сеансов “мозгового штурма” [10].
1.1.1. Роли во время сеансов
Каждый участник исполняет одну из ролей:
• Лидер (арбитр, председатель). В его обязанности входит слушать и направлять процесс в правильное русло. Он обеспечивает объявленный порядок, если нужно, начинает процесс генерирования идей, помогает секретарю в записи идей.
• Секретарь. Записывает все идеи таким образом, чтобы записи были видны всем участникам, например, используя плакаты, доски, проекторы. В больших группах может потребоваться несколько секретарей.
• Участник. Обычно это несколько организаторов проекта, имеющие различные точки зрения. Главная задача участников – это генерирование требований и стимулирование к высказыванию своих мыслей других участников сеанса. Число участников может быть достаточно большим, но наилучшие результаты достигаются в группах из 6-7 человек.
1.1.2. Правила проведения сеанса
1. Общие правила.
Основные правила проведения сеансов “мозгового штурма”:
• Принимаются любые идеи, все идеи потенциально хороши. Важно количество, а не качество идей.
• Идея принадлежит всей группе, а не только тому, кто ее высказал.
• Ценной является каждая точка зрения, т.к. уникальный подход к ситуации позволяет сформировать различные решения.
• В группы включаются только те люди, которые могут быть полезны.
• Обсуждение идей происходит после завершения сеанса.
2. Правила для участников сеанса.
Правила для лидера:
• Идеи должны высказываться устно или в виде записок.
• Объявите участникам основные правила сеанса.
• Определите цель или тему сеанса.
• Получите как можно больше идей от участников, поощряйте “дикие” или нелепые идеи.
• Помогайте участникам генерировать идеи, изменять и комбинировать их.
• Не допускайте критики, обсуждений и споров.
• Установите ограничения во времени, поддерживайте высокий темп для уменьшения задержек и исключения оценки идей.
Правила для секретарей:
• Кратко записывайте суть идей, если нужно, попросите короткое пояснение, для формулировок используйте слова автора идеи.
• Записывайте идеи таким образом, чтобы все участники могли их видеть.
Правила для участников:
• Полностью погрузитесь в процесс генерирования идей и мыслите свободно.
• Проявляйте творческий подход, будьте открыты для новых оригинальных идей, не бойтесь рисковать, подключайте воображение, дополняйте и расширяйте идей других участников.
• Не оценивайте идеи других, не критикуйте и не осуждайте, не прерывайте других докладчиков.
• Думайте быстро, высказывайте каждую идею кратко, размышлять будете после.
1.1.3. Подготовка к сеансу
Для повышения успеха сеанса “мозгового штурма” он должен быть подготовлен. При подготовке нужно выполнить следующие работы.
• Определить и пригласить участников. Определить правила и роли участников. Сообщить им информацию о месте, времени и продолжительности сеанса.
• Подготовить документы для всех участников, в которых описываются проведенные работы: исследование концепции, отчеты по проведенным интервью, цели планирования проекта и т.п.
• Подготовить помещение и необходимую технику для проведения сеанса.
1.1.4. Проведение сеанса
Рекомендуется следующий сценарий проведения “мозгового штурма”.
• Перед началом сеанса укажите его тему, обсудите правила и представьте участников.
• Для создания атмосферы уверенности и готовности генерировать идеи проводится 5-10 минутная разминка, тема которой должна быть нейтральной и понятной всем участникам, но не связанной с основной темой сеанса.
• “Мозговой штурм”. Предложите высказывать любые (рациональные, радикальные, необычные) идеи, которые приходят на ум. Активно работайте 10 – 15 минут и сделайте перерыв. Останавливайтесь до того, как утихнет энтузиазм. После перерыва продолжайте работать.
Если поток идей иссякает, то рассмотрите и уточните записанные идеи, убедитесь, что идеи понятны всем участникам. Объедините подобные идеи, удалите дубликаты. Определите критерии оценки идей.
• Достижение единодушного мнения. Попросите каждого члена группы проголосовать за первые 10 - 15 идей доработанного списка и анонимно представить его решение. Отведите на это достаточное время.
• Завершение сеанса. Поблагодарите участников сеанса, попросите заполнить форму оценки и сообщите, когда оцененные идеи будут им возвращены.
1.1.5. Обработка результатов сеанса
Редактированием идей после завершения сеанса обычно занимается лидер. Желательно, чтобы ему помогали (не более двух) разработчики приложения.
Из всех идей необходимо отбросить те, которые не завершены или не могут быть использованы. Остальные идеи могут быть разбиты на три категории:
• Реальные – представляют собой требования, которые могут быть оттестированы.
• Возможные – это те идеи, которые могут быть использованы в качестве требований.
• Маловероятные – идеи, скорее всего не являющиеся разумными требованиями.
Результатом редактирования должен быть документ, который в дальнейшем используется для спецификации требований к системе.

Комментарии (0)

Добавить комметарий

Email:


Отделение информатики

ГБПОУ Сибайский педагогический колледж

факс: (8-34775) 3-38-30

телефон: (8-34775) 3-57-19

Наш адрес: 453830, Республика Башкортостан, г. Сибай, ул. Маяковского, 18

Наш e-mail (колледжа): Sibped@rambler.ru

Вход в панель управления

Забыли пароль?